Ребёнок хамит учителям - как повлиять на него?
Причин может быть очень много, приведем некоторые из них 1.Если ребенок недавно пошел в школу ( в 1 класс), такое поведение может быть связано со сменой обстановки, с новыми впечатлениями, окружением новых для него людей, а также с возросшей нагрузкой и изменившимся режимом дня. 2.Нельзя исключать ответственность учителя. Может случиться так, что педагог, может быть, косвенно, провоцирует негативное поведение ученика. Конечно, не стоит спешить с выводами и сразу во всем винить учителей. Но, если ребенок плохо общается только с одним конкретным учителем, это может быть подтверждением данной ситуации. Причем это совсем не обязательно будет грубость и негативное отношение со стороны взрослого. Ребенок может проверять грани дозволенного, и провоцировать учителя на негативную реакцию. Поведение детей в таком направлении усугубляется, если они видят поддержку одноклассников, которых веселит злость или растерянность учителя. 3.Ребенку не хватает внимания в семье. Если недополучает внимания, он не может попросить родителей и учителей исправить самостоятельно эту ситуацию. Ребенок старается всячески его к себе привлечь, пускай даже негативным способом. Ни в одной из приведенных ситуаций нельзя отрицательно относиться к ребенку, ведь именно в тех ситуациях, когда он себя плохо ведет, ему больше всего требуется помощь взрослых. Не стоит также расстраиваться или проявлять гнев. Равно как и нельзя не обращать внимания на подобные проявления. Что нужно делать? В первом случае помочь ребенку адаптироваться. Обязательно нужно помогать ему с уроками, каждый раз интересоваться тем, что было в школе, как он общается с одноклассниками, с кем дружит и т. д. Во втором случае необходимо говорить с ребенком, стараться поменять его мнение относительно учителя. Необходимо побеседовать с учителем и найти общий выход из создавшейся ситуации. В третьем случае значительно сложнее, т.к здесь семейные отношения влияют на ребенка. Вам необходимо проанализировать ситуацию, сложившуюся в семье. Поговорите с ребенком, внимательно выслушайте его, ведь, если он идет на контакт и делится своими переживаниями, считайте, что половина проблемы решена. А если нет, ищите точки соприкосновения. Возможно обращение к психологу, он обязательно посоветует и поможет найти выход из создавшейся ситуации. Но самый главный совет в любых ситуациях, связанных с детьми состоит в том, чтобы помнить — что основные методы воспитания просты и известны всем — это любовь, терпение и собственный пример.
В школе исчерпана предельная наполняемость двух открытых первых классов. Однако на закрепленной за школой территории остались дети, подлежащие зачислению в первый класс. Может ли школа отказать в приеме данным обучающимся со ссылкой на отсутствие свободных мест?
Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ). В соответствии с ч. 8 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 утвержден Порядок приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее Порядок приёма). На основании данного Порядка приёма и в части, не урегулированной законодательством, образовательные организации самостоятельно устанавливают правила приема. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ). Отметим, что данное положение законодательства не является новым и присутствовало в прежнем Законе РФ «Об образовании». Как установлено в п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. Тем самым Федеральный закон гарантирует преимущественное право в приеме на обучение в общеобразовательные организации детей по принципу «микрорайона», закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением. Отметим, что при закреплении территории за конкретным общеобразовательным учреждением орган местного самоуправления не указывает точное число детей, которые потенциально будут зачислены на обучение. В связи с этим в целях планирования общего количества классов-комплектов по всем образовательным организациям, подведомственным учредителю, зачисление на обучение начинается с 1 февраля, то есть за семь месяцев до начала очередного учебного года. В таком случае общеобразовательные организации получают своего рода ресурс подготовки к новому учебному году исходя из текущего набора обучающихся. Финансовое обеспечение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования. Указанные субвенции предоставляются исходя из количества обучающихся, что не связано с числом классов-комплектов в конкретной муниципальной общеобразовательной организации. Аналогичный механизм финансирования в расчете на одного обучающегося действует на муниципальном уровне при формировании субсидии на выполнение муниципального задания муниципальным общеобразовательным учреждениям, являющимися бюджетными или автономными учреждениями. Прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Зачисление оформляется распорядительным актом образовательной организации в течение 7 рабочих дней после приема документов. Общеобразовательная организация обязана принять всех детей, проживающих на закрепленной территории, и сформировать соответствующее количество классов-комплектов (с учетом СанПиН). В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ). Отметим, что законодательство об образовании по-прежнему не раскрывает понятие «свободное место» применительно к приёму на обучение в государственные (муниципальные) общеобразовательные организации. Единственными критериями остаются общая численность обучающихся в разрезе числа классов-комплектов в соответствии с количеством учебных площадей и предельная наполняемость классов (групп) обучающихся согласно СанПиН. Таким образом, в случае, если в муниципальную общеобразовательную организацию обратились с заявлением о приеме проживающие на соответствующей территории граждане и организация обладает достаточным количеством площадей и условий для формирования еще одного первого класса, то такой класс должен быть сформирован. При этом перед руководителем общеобразовательной организации встает сложнейшая задача набрать дополнительных первоклассников для формирования нормальной наполняемости класса, чтобы в условиях нормативно-подушевого финансирования обеспечить нормальное функционирование школы и достижение целевых показателей по средней заработной плате педагогических работников.
Как могут получать образование учащиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации?
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях (п. 33 Порядка, части 10, 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится ПМПК, создаваемой согласно ч. 5 ст. 42 Федерального закона № 273-ФЗ. Положение о ПМПК утверждено приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Данным актом должны быть урегулированы вопросы финансирования обучения данной категории детей за счет бюджетных ассигнований, вопросы привлечения и оплаты труда педагогических и иных работников и другие. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации (ч. 11 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Кроме того, вопросы получения детьми-инвалидами образования отражаются и в индивидуальной программе реабилитации инвалида, которая представляет собой разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Такая программа должна содержать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. ПМПК должна оказывать содействие федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (подпункт «г» п. 10 Положения о ПМПК, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082)
Если у обучающегося в 4 классе образовалась академическая задолженность и он её не ликвидировал, а родители не хотят оставлять ребенка на повторный год обучения, а рекомендаций ПМПК нет?
В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Законодательство не предоставляет иных возможностей выхода из сложившейся ситуации, кроме указанных выше. В случае отсутствия рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии на обучение по адаптированным образовательным программам, родители обязаны выбрать одну из двух оставшихся возможных траекторий - повторное обучение либо обучение по индивидуальному учебному плану.
Вправе ли общеобразовательная организация перенести на насколько дней окончание учебного года, если в ряде классов общеобразовательной организации по причине отсутствия учителей в течение учебного года не до конца выполнен учебный план
Так называемый «Последний звонок» не является юридически значимым фактом, который порождал бы какие-либо правовые последствия. Законодательством РФ об образовании такое мероприятие не предусмотрено, хотя и не запрещено. Это мероприятие - дань традиции российского образования. Учебный план, в свою очередь, должен быть выполнен в обязательном порядке. Причем никаких сроков для окончания учебного года действующим законодательством не предусмотрено - это внутреннее дело каждой образовательной организации, которая самостоятельно утверждает годовой календарный учебный график (статьи 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, каждая образовательная организация вправе изменять сроки данного графика по своему усмотрению. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ). При этом, согласно п. 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, в процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно. Учебный год будет считаться оконченным по факту исполнения образовательной программы, а не по «последнему звонку», насколько бы не было торжественным данное мероприятие. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом влечет административную ответственность согласно ч. 2 ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.